Минэнерго предложило президенту Владимиру Путину предоставить господдержку группе ОТЭКО Мишеля Литвака, которая позволит компании снизить тариф на перевалку угля в терминале порта Тамань в Краснодарском крае почти в два раза— с $14 до $8 за тонну. Об этом говорится в проекте доклада министерства, где перечислены меры по стимулированию экспорта угля через порты северо-запада и юга, чтобы разгрузить более популярное— восточное— направление, где наблюдаются проблемы с доступом к железнодорожной инфраструктуре.
У РБК есть копия документа, в пресс-службе Минэнерго подтвердили отправку доклада Путину. РБК направил запрос пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову. Представитель ОТЭКОне ответил на запрос.
Общество
Вопрос о создании «благоприятных условий» для отгрузок энергетического угля на экспорт через российские порты на западном и южном направлениях также обсуждался на заседании рабочей группы Госсовета по транспорту в пятницу, 14 августа, рассказал РБК источник, присутствовавший на заседании. По его словам, речь шла в том числе о специализированных терминалах: «Ростерминалуголь» (входит в УГМК Искандера Махмудова) в Усть-Луге на Балтийском море и Тамань на Черном море. РБК направил запрос представителю Алексея Цыденова— главы рабочей группы по транспорту в Госсовете.
В докладе Минэнерго не указывается необходимый ОТЭКО для снижения тарифов объем господдержки. Но, по словам участника заседания рабочей группы, Минтранс и Минэнерго предложили выделить компании 10 млрд руб. субсидий в год. Компания на строительство угольного терминала привлекла кредит ВТБ на $2 млрд. В проекте доклада также говорится о возможности субсидировать процентную ставку и пролонгировать кредиты ОТЭКО. Владелец ОТЭКО Мишель Литвак— бельгийский бизнесмен, в апреле 2019 года Путин предоставил ему российское гражданство.
Бизнес
По расчетам двух министерств, предоставление господдержки позволит в 2020 году обеспечить перевалку в терминале ОТЭКО не менее 20 млн т дополнительных объемов угля (всего его мощность— 25 млн т). В результате угольные компании получат 25 млрд руб. дополнительной прибыли от экспорта, бюджет— 3 млрд руб. налогов и пошлин, а РЖД и железнодорожные операторы дополнительную выручку в 32 млрд руб. и 9 млрд руб. от перевозки угля, говорит участник рабочей группы.
Источник, близкий к ОТЭКО, «позитивно» оценил предложение Минэнерго и Минтранса, отказавшись от дальнейших комментариев. Представитель Минтранса сказал РБК, что решения о выделении субсидий ОТЭКО не принимались.
По данным РЖД, за январь—июль 2020 года экспорт угля из России вырос на 2,4%, до 93 млн т. Экспорт через северо-западные порты сократился на 4,7%, до 30,3 млн т, а через южные увеличился на 18,6%, до 9,4 млн т. Суммарно на поставки угля через южные и северо-западные порты пришлось свыше 40% от всего экспорта.
За первое полугодие 2020 годаиз-за снижения цендоходы России от экспорта снизились в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года— до $5,9 млрд, сообщала Федеральная таможенная служба (ФТС).
В 2019 году доля портов северо-запада и юга в экспорт угля была ниже: из общих поставок в 221 млн тна порты северо-запада и юга пришлось 67,5 млн т.
Поможетли снижение тарифов
Угольный терминал ОТЭКО, запущенный в марте 2019 года, имеет выгодное расположение для поставки угля на экспорт— в Турцию и такие страны Азии, как Китай, Индия и Вьетнам. Это самый близкий порт для Кузбасса, где работают основные производители угля (СУЭК, «Мечел», «СДС-Уголь» и другие). Но из-за высоких тарифов ($14 за тонну) угольные компании несут при поставках через него самые высокие расходы.
Как говорится в докладе Минэнерго, в случае снижения стоимости перевалки угля в Тамани до $8 за тонну она будет соответствовать тарифам в терминалах портов Усть-Луга и Мурманск(принадлежит СУЭКАндрея Мельниченко). При снижении тарифов до $7–8 за тонну за перевалку в порту Тамань экспорт угля в Индию (крупнейший мировой импортер угля) станет выгодным, считает источник в одной из компаний, занимающихся экспортом угля. Это сделает выгодным поставки и в Турцию, подтверждает и источник в одном из профильных ведомств.
В Европе сейчас стоимость угля— около $53 за тонну. Если дополнительные затраты к себестоимости добычи (около $13 за тонну) составят $8 на перевалку и примерно $28–30 на транспортировку, то это позволит российским компаниям зарабатывать на европейском направлении и разгрузить азиатское направление, считает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.
Какие еще меры поддержки предлагает Минэнерго
Для поддержки экспорта в западном направлении Минэнерго также предлагает увеличить скидки на перевозки угля по железной дороге в порты— с 12,8(максимальная скидка сейчас) до 42,7%, отмечается в проекте доклада. В обмен на это РЖД попросили 60 млрд руб. из бюджета, рассказал РБК участник заседания рабочей группы Госсовета. Такая скидка, по оценке Худалова, сократит транспортные затраты угольных компаний еще примерно на $6 за тонну угля.
Представитель РЖД сказал, что в компании таких предложений не видели. «В настоящее время РЖД уже предоставили тарифные преференции для перевозок угля по альтернативным направлениям на максимально возможном уровне— как с точки зрения установленных регулятором правил, так и с точки зрения экономической целесообразности для компании»,— добавил он.

